Центральная городская библиотека выясняла читательские пристрастия школьников
10.03.2016
Каждому заботливому родителю хочется лучше узнать своего ребенка, чтобы построить с ним доверительные отношения, иметь возможность поделиться жизненным опытом, уберечь от ошибок. О чем думают современные дети? Вопрос этот актуален в любые времена. И если с ребятишками – малышами все просто, ведь они доверчивы и откровенны, то подростки и старшеклассники более закрыты и, как правило, бережно охраняют свой внутренний мир от вмешательства посторонних, даже от самых близких людей. Но для внимательных и любящих родителей есть верный способ узнать, о чем же мечтают их дети. Для этого достаточно пронаблюдать, какие книги интересуют подростка, какие журналы ему нравятся.
В феврале 2016 года Центральная детская библиотека провела социологический опрос среди старшеклассников города Саянска в возрасте 15-18 лет с целью выявления читательских интересов. Результаты этого исследования, без сомнения, заинтересуют взрослых.
Оказывается, Интернет привлекает старшеклассников не только развлечениями, играми и общением в социальных сетях. Огромное количество школьников находят там разнообразную информацию по интересам, в том числе книги, которые они активно обсуждают и делятся впечатлениями.
Восьмиклассников, например, привлекают зарубежные издания, 50% респондентов выбирали именно их. Среди девятиклассников таких 40%, десятиклассников – 52%, одиннадцатиклассников – 45%. В списке любимых книг назывались: Брэдбери Р. «451 по Фаренгейту», Дефо Д. «Робинзон Крузо», Уайльд О. «Портрет Дориана Грея».
Зависят ли читательские предпочтения от школьной программы? Отчасти да: русскую классику, изученную на уроках, выбрали 6% восьмиклассников, 43% девятиклассников, 24% десятиклассников, 28% одиннадцатиклассников. Бесспорно, уроки литературы позволяют нашим детям изучать произведения под руководством опытного наставника. Учитель помогает подростку анализировать произведение, осмыслить основную идею, прививает вкус к языку и неповторимому стилю, присущему тому или иному автору. Из классических произведений лидируют по популярности: Гоголь Н.В. «Мертвые души», Достоевский Ф.М., «Преступление и наказание», Куприн А. «Гранатовый браслет», Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени».
Произведения авторов советского периода выбирали 44% восьмиклассников, 17% девятиклассников, 24% десятиклассников, 25% одиннадцатиклассников. Лидируют по популярности: Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита», Васильев Б. «А зори здесь тихие».
Многим старшеклассникам нравятся современные романы серии «Сталкер»: в загадочной «зоне», куда стремятся, как мотыльки на огонь, любители риска и опасности, находятся артефакты, которые достаются самым смелым и рискованным. А в таинственном саркофаге сбываются самые заветные желания. Но безумцев подстерегает неведомая и страшная сила, ведь никто до конца не знает потаенных глубин своей души!
Заставляют задуматься и такие факты: один из опрошенных учеников 11 класса самой впечатляющей книгой назвал Библию, очевидно, в 17-18 лет присутствует вполне взрослое стремление к духовному росту. А книга Толстого Л.Н. «Без любви жить легче», прочитанная десятиклассником, неоднозначна по содержанию. Ведь в свое время жизнь писателя Льва Толстого привлекала не только его талантливыми произведениями и знаменитой школой для крестьянских детей в Ясной Поляне, но и особой жизненной позицией, граничащей с сектанством. За свои взгляды писатель был отлучен от православной церкви, но его идеи в те времена были популярны среди многих молодых людей, которые именовали себя «толстовцами». Какие мысли и чувства вызвала книга у современного школьника, можно только догадываться. Наверное, родителям следует уделить больше внимание своим детям, чаще беседовать с ними о смысле жизни, ведь юным присуще чувство новизны и стремление развиваться «вперед и вверх». Именно сейчас они нуждаются в духовном наставничестве и мудром совете.
Всего в списках названных книг более сотни наименований. Около половины изданий (42%) не изучаются в рамках школьной программы. Старшеклассники читают эти произведения по собственному желанию, делятся впечатлениями со сверстниками: одну и ту же книгу называли 3 - 7 человек, причем из разных школ. Вывод напрашивается сам собой: книжные новинки, которые стали популярными, вызывают живой интерес у молодежи.
Проверьте себя, уважаемые родители, читали ли вы такие книги: Мурашова Е. «Класс коррекции», Афанасьев Р. «Все корабли астрала», Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», Цугуми Оба и Такэси Обата «Тетрадь смерти», Лейбурн Эмми «Монумент 14», Эльтеррус Иар «Путь императора». Это лишь малая часть того, что читают юноши и девушки XXI века.
Что касается журналов и газет, то выбор соответствует хобби школьников: журналы «Рукоделия», «За рулем», «Моделист-конструктор», «Конный мир», «Маруся»… Назывались даже детские журналы «Непоседа» и «Сибирячок», что вполне понятно, ведь эти издания действительно познавательны и интересны для любого возраста.
Местную прессу читает большинство школьников: 56% читают газету «Новые горизонты», 8% выбирают «Саянские зори». Очевиден интерес к жизни родного города, что, безусловно, радует. Подробнее с результатами опроса можно ознакомиться здесь.
Коллектив Центральной детской библиотеки выражает благодарность учителям СОШ №4 им. Д. М. Перова Саянска: Романенко Н.И., Трифоновой Е.В., Бохановой Н.П., Куликовой Е.В., а также учителям СОШ №5: Ивановой Е.В., Вережниковой Т.М., Кулак В.И., которые помогли организовать и провести социологический опрос. Благодарим всех старшеклассников, принявших участие в опросе, и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Анна Блинова, ведущий библиотекарь ЦДБ.

Оценка содержания

средняявсего
Оцените новость
Комментарии
 Пожалуйста, поделитесь своим мнением
 



Добавить смайл
Добавить смайл